Неточные совпадения
— У вас, бабушка, о судьбе такое же
понятие, как у древнего грека о фатуме: как о
личности какой-нибудь, как будто воплощенная судьба тут стоит да слушает…
Между тем она, по страстной, нервной натуре своей, увлеклась его
личностью, влюбилась в него самого, в его смелость, в самое это стремление к новому, лучшему — но не влюбилась в его учение, в его новые правды и новую жизнь, и осталась верна старым, прочным
понятиям о жизни, о счастье. Он звал к новому делу, к новому труду, но нового дела и труда, кроме раздачи запрещенных книг, она не видела.
Люди простые, обыкновенные, с требованиями русской общественной, крестьянской, христианской нравственности, оставляли эти
понятия и усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над человеческою
личностью, всякое уничтожение ее позволено, когда оно выгодно.
Универсализм Гегеля, Маркса, Дюргейма, Шпанна и др., признающий примат общества над человеческой
личностью, есть ложный универсализм и основан на логике реализма
понятий, для которой общее реальнее индивидуального.
Насчет же «Христова лжеподобия» и того, что он не удостоил назвать Христа Богом, а назвал лишь «распятым человеколюбцем», что «противно-де православию и не могло быть высказано с трибуны истины и здравых
понятий», — Фетюкович намекнул на «инсинуацию» и на то, что, собираясь сюда, он по крайней мере рассчитывал, что здешняя трибуна обеспечена от обвинений, «опасных для моей
личности как гражданина и верноподданного…» Но при этих словах председатель осадил и его, и Фетюкович, поклонясь, закончил свой ответ, провожаемый всеобщим одобрительным говором залы.
Но реализм
понятий, который признает примат общего над индивидуальным и подчиняет
личность общим quasi-реальностям, я считаю источником рабства человека.
Понятие о богатстве какого-нибудь самодура довольно скоро срастается с
понятием о его
личности потому, вероятно, что все-таки он сам своими деньгами распоряжается и пускает их в ход.
Решение суда не заставило себя долго ждать, но в нем было сказано:"Хотя учителя Кубарева за распространение в юношестве превратных
понятии о супинах и герундиях, а равно и за потрясение основ латинской грамматики и следовало бы сослать на жительство в места не столь отдаленные, но так как он, состоя под судом, умре, то суждение о
личности его прекратить, а сочиненную им латинскую грамматику сжечь в присутствии латинских учителей обеих столиц".
Этих слов было достаточно, чтобы расшевелить желчь в душе Боброва. Его всегда выводил из себя узкий, мещанский словарь Зиненок, с выражениями вроде: «Она его любит, но не уважает», «Она его уважает, но не любит». Этими словами в их
понятиях исчерпывались самые сложные отношения между мужчиной и женщиной, точно так же, как для определения нравственных, умственных и физических особенностей любой
личности у них существовало только два выражения: «брюнет» и «блондин».
В этих сделках не
личности виноваты, а те
понятия, которые им вбиты в голову с малолетства и которые так часто противны бывают естественному ходу живых стремлений души.
Можно было бы рассказать множество истинных происшествий в доказательство справедливости моих слов; но эти анекдоты потеряют много в рассказе, потому что никакое точное описание не может дать настоящего
понятия о
личности незабвенного кн.
Катерина Матвеевна. Позвольте, позвольте, очень хорошо. Вам кажется все это трудным и запутанным, у вас в
понятиях суженые и власть божия, и тому подобное, а жизнь людей, ставших выше общественной паутины предрассудков, — очень проста. Я выскажу ему свои воззрения и потребую той искренности, которая лежит в основании всех побуждений честной
личности.
Студент. По задаткам натуры — ничтожный синьор, вот и все. Я, как взглянул на эту
личность, убедился, что в нем все фальшь. Как хотите — индивидуум, служащий по акцизному правлению, имеющий и лошадку, и квартиру, и две тысячи жалованья, — уж никак не новый человек. А новый синьор, вот и все. Как же! Он при мне раз сказал, что студенты — ребята!.. Вот
понятие этих господ!.. Дрянь-с, почтеннейшая, дрянь вся эта компания честная. Нет-с, наскучило мне все это. Надо в Москву ехать.
Рядом с
понятием о неприкосновенности
личности [неизбежно] является и
понятие об обязанности и правах труда.
Трудно удержаться от этой формы, говоря о
личности, подобной Станкевичу, в виду тех
понятий, какие обнаруживаются столь многими в нашем обществе.
Но это еще ничего; встречаются особы, которые распространяют свое самолюбие не только на то, когда дело идет о их коже или
личности, но решительно на все, что хотя сколько-нибудь к ним приближается, что входит в круг их жизни, быта и
понятий.
Мы увидим, что невозможно выработать единого
понятия о
личности, она характеризуется противоположностями, она есть противоречие в мире.
Понятие о чести связано с
личностью, его нет при совершенной деперсонализации.
Понятие коллективной, или «симфонической»,
личности есть
понятие противоречивое.
Мистика хотела быть познанием не в
понятиях, но она часто имела монистическую тенденцию, враждебную
личности, она может быть проникнута ложной метафизикой.
И нравственная жизнь человека и ныне еще раздирается между нравственными
понятиями и оценками, образовавшимися, когда господствовал род и был субъектом нравственной жизни, и нравственными
понятиями и оценками, образовавшимися, когда поднялась
личность и стала субъектом нравственной жизни.
Нравственные
понятия начали вырабатываться, когда
личность еще не раскрылась, дремала в потенциальном состоянии.
Крутился вихрь, — какая-то сумасшедшая смесь гордо провозглашаемых прав и небывалого унижения
личности… Мелькали клочья растерзанных
понятий о собственности, тени обесцененных человеческих жизней, осмеянные образы обезображенных христосов и богородиц, призывы к братству и ненависти, обрывки разорванных брачных цепей, выброшенные яти и еры, спутавшиеся числа календарных стилей.
[Со временем потомство, может статься, не в силах будет составить себе ясное
понятие даже и о таких достопримечательных
личностях Киева, как, например, Карасивна и Пиднебесная, за знаменитыми булками которых бегал на Подол весь город.
Разумная жизнь есть. Она одна есть. Промежутки времени одной минуты или 50000 лет безразличны для нее, потому что для нее нет времени. Жизнь человека истинная — та, из которой он составляет себе
понятие о всякой другой жизни, — есть стремление к благу, достигаемому подчинением своей
личности закону разума. Ни разум, ни степень подчинения ему не определяются ни пространством, ни временем. Истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени.
«Отречение от
личности невозможно», говорят обыкновенно эти люди, нарочно стараясь извратить вопрос и, вместо
понятия подчинения
личности закону разума, подставляя
понятие отречения от нее.
Я бы это выразил в такой форме: Бог не есть Абсолютное, Бог-Творец, Бог-личность, Бог, вступающий в отношение с миром и человеком, не может мыслиться в той совершенной отрешенности, в которой вырабатывается предельное
понятие Абсолютного.
В познании объективация вырабатывает
понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной
личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
В то, описываемое нами время, когда крепостное право было в самом зените своего развития в смысле самовластия владельца и отсутствия всяких
понятий о
личности живого имущества, каковыми были дворовые и крестьяне обоего пола, арена для таких сластолюбцев была безгранична.